Джазовые лауреаты Grammy-2010

2

Соглашусь с коллегой Доном Хекманом (The International Review of Music): главный сюрприз совершившейся 31 января 52-й церемонии вручения премии американской Академии звукозаписи (награда, известная как «Грэмми», поскольку её материальное воплощение представляет собой позолоченный граммофончик) — отсутствие сюрпризов. Во всяком случае, в нашем сегменте — в категории «Джаз».

Grammy trophyДжазовые граммофончики вручали в дневное время (вместе с наградами за звукорежиссуру, записи аудиокниг, фольклорные пластинки и статьи на обложках), поэтому эта часть церемонии предсказуемо не попала в телевизионную трансляцию. В позапрошлом году джазовый музыкант, впрочем, получил Grammy в «главной» номинации — «Альбом года»: если помните, на сцену за граммофончиком поднялся пианист Хэрби Хэнкок, выпустивший альбом околоджазовых обработок песен Джони Митчелл. На этот раз таких прорывов не было. Всё предсказуемо и поэтому скучновато. Не раз и не два новые, интересные, нешаблонные явления, перечисленные в предварительных номинациях, отодвинуты голосующими членами Академии звукозаписи (работниками музыкальной индустрии — заслуженными продюсерами, звукоинженерами, преподавателями, критиками, радиоведущими и т.п.) на второй план, а номинации («короткий» список, по 4-5 номинантов в каждой категории) и, в конечном счёте, премию получает просто носитель самого известного имени.
Это не значит, что победители не достойны награды. Например, Курт Эллинг, получивший граммофончик в номинации «Лучший джазовый вокальный альбом», заслужил его как никто — это его девятая номинация и всего лишь первая победа, а вокалист он и правда один из интереснейших в нынешнем джазе. Но это значит, что «Грэмми» — по крайней мере, в отношении джаза — всё меньше может считаться голосом профессионального сообщества, ценящего не цифры продаж, а художественные достижения. Статут премии всё ещё формулирует критерии отбора именно так (имеют значение только художественные качества, а не продажи), но разглядеть критерии, по которым голосующие члены Академии (их около 16 тысяч; непосредственно в джазовых категориях голосуют около 2500 человек) в действительности делают выбор между теми или иными записями в объективно устаревших номинациях, объединяющих зачастую художественно противоположные, несравнимые явления, — становится с каждым годом всё труднее.

Итак, вот лауреаты и номинанты в каждой из джазовых категорий:

  • coverНоминация «Лучший альбом современного джаза»
    ЛАУРЕАТ
    :  Joe Zawinul & The Zawinul Syndicate — «75» (Heads Up International)
    Stefon Harris & Blackout — «Urbanus» (Concord Jazz)
    Julian Lage — «Sounding Point» (Emarcy/Decca)
    Philippe Saisse — «At World’s Edge» (E1 Music)
    Mike Stern — «Big Neighborhood» (Heads Up International)
  • Номинация «Лучший джазовый вокальный альбом»
    coverЛАУРЕАТ:
    Kurt Elling — «Dedicated To You: Kurt Elling Sings The Music Of Coltrane and Hartman» (Concord)
    Randy Crawford — «No Regrets» (PRA Records)
    Roberta Gambarini — «So In Love» (Groovin’ High/Emarcy)
    Luciana Souza — «Tide» (Verve)
    Tierney Sutton — «Desire» (Telarc Jazz)
  • Номинация «Лучшее импровизированное джазовое соло»
    ЛАУРЕАТ:
    Terence Blanchard — «Dancin’ 4 Chicken» из альбома Jeff «Tain» Watts — «Watts» (Dark Key Music)
    Gerald Clayton — «All Of You» (ArtistShare)
    Roy Hargrove — «Ms. Garvey, Ms. Garvey» (Groovin’ High/Emarcy)
    Martial Solal — «On Green Dolphin Street» (CamJazz)
    Miguel Zenon — «Villa Palmeras» (Marsalis Music)
  • coverНоминация «Лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуально или группой»
    ЛАУРЕАТ:
    Chick Corea & John McLaughlin Five Peace Band — «Five Peace Band – Live» (Concord Records)
    Gary Burton, Pat Metheny, Steve Swallow & Antonio Sanchez — «Quartet Live» (Concord Jazz)
    Clayton Brothers — «Brother To Brother» (ArtistShare)
    John Patitucci Trio — «Remembrance» (Concord Jazz)
    Allen Toussaint — «The Bright Mississippi» (Nonesuch)
  • Номинация «Лучший альбом большого джазового состава»
    coverЛАУРЕАТ: New Orleans Jazz Orchestra — «Book One» (World Village)
    Bob Florence — «Limited Edition Legendary» (MAMA Records)
    John Hollenbeck Large Ensemble — «Eternal Interlude» (Sunnyside)
    Sammy Nestico And The SWR Big Band — «Fun Time» (Hanssler Classic)
    University Of North Texas One O’Clock Lab Band — «Lab 2009» (North Texas Jazz)
  • Номинация «Лучший альбом латиноамериканского джаза»
    coverЛАУРЕАТ: Bebo Valdés and Chucho Valdés — «Juntos Para Siempre» (Sony Music/Calle 54)
    Chembo Corniel — «Things I Wanted To Do» (Chemboro Records)
    Geoffrey Keezer — «Aurea» (ArtistShare)
    Claudio Roditi — «Brazilliance X 4» (Resonance Records)
    Miguel Zenón — «Esta Plena» (Marsalis Music)

Ну и традиционный взгляд за пределы собственно категории «Джаз»: вне её тоже иногда встречаются джазовые имена. Итак, что мы видим?

В категории «Лучшее инструментальное исполнение поп-музыки» видим трёх околоджазовых номинантов, причём один из них стал лауреатом:

  • ЛАУРЕАТ: Béla Fleck — «Throw Down Your Heart» (из альбома «Throw Down Your Heart: Tales From The Acoustic Planet, Vol. 3, Africa Sessions», Rounder)
    Herb Alpert — «Besame Mucho» (из альбома «Anything Goes — Live», Concord Jazz)
    Marcus Miller — «Funk Joint» (из альбома «Marcus», Concord Jazz/3 Dueces Records)

В категории «Лучший альбом инструментальной поп-музыки» из пяти номинантов четыре принадлежат к миру smooth-джаза (правда, победителем выбран пятый, к джазовым кругам отношения имеющий ещё меньше):

  • Chris Botti — «In Boston» (Columbia)
    Hiroshima — «Legacy» (Heads Up International)
    Modern Art — «The Rippingtons Featuring Russ Freeman» (Peak Records)
    Spyro Gyra — «Down The Wire» (Heads Up International)

Традиционно много «наших людей» в категории «Лучший вокальный альбом традиционной эстрады». В этом году один из них даже стал лауреатом:

  • ЛАУРЕАТ: Michael Bublé — «Michael Bublé Meets Madison Square Garden» (143/Reprise)
    Tony Bennett — «A Swingin’ Christmas» (Columbia)
    Harry Connick, Jr. — «Your Songs» (Columbia)

В категории «Лучшая инструментальная композиция» тоже часто встречаются работы джазменов. Вот и в этот раз, хотя лауреатом стал «не наш» (кинокомпозитор Майкл Джаккино), в категории были номинированы:

  • «Borat In Syracuse» — композитор Пакито Д`Ривера (исполняет Paquito D’Rivera Quintet), из альбома «Jazz-Clazz» (Timba Records)
    «Counting To Infinity» — композитор Тим Дэйвис (исполняет Tim Davies Big Band), из альбома «Dialmentia» (Origin Records)
    «Fluffy» — композитор Боб Флоренс (посмертно; исполняет Bob Florence Limited Edition), из альбома «Legendary» (MAMA Records)
    «Ice-Nine» — композитор Стив Уист (Steve Wiest, исполняет University Of North Texas One O’Clock Lab Band), из альбома «Lab 2009» (North Texas Jazz)

Почти та же картина и в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка», причём ещё и лауреат — из джазового мира:

  • ЛАУРЕАТ: «West Side Story Medley», аранжировщик Бил Канлифф (Bill Cunliffe, исполняет Resonance Big Band); из альбома «Resonance Big Band Plays Tribute To Oscar Peterson» (Resonance Records)
    «Hope», аранжировщик Винс Мендоса (Vince Mendoza, исполняет Jim Beard With Vince Mendoza & The Metropole Orchestra); из альбома «Revolutions» (Sunny Side Records)
    «Slings And Arrows», аранжировщик Винс Мендоса (Vince Mendoza, исполняет Chuck Owen & The Jazz Surge); из альбома «The Comet’s Tail: Performing The Compositions Of Michael Brecker» (MAMA Records)

Три из пяти номинантов, включая и лауреата, относятся к джазовому миру и в номинаеии «Лучшая аранжировка аккомпанемента вокалисту»:

  • ЛАУРЕАТ: «Quiet Nights», аранжировщик Клаус Огерман (Claus Ogerman, исполняет Diana Krall); из альбома «Quiet Nights» (Verve)
    «Dedicated To You», аранжировщик Лоренс Хобгуд (Laurence Hobgood исполняет Kurt Elling); из альбома «Dedicated To You: Kurt Elling Sings The Music Of Coltrane And Hartman» (Concord Jazz)
    «My One And Only Thrill», аранжировщик Винс Мендоса (Vince Mendoza, исполняет Melody Gardot); из альбома «My One And Only Thrill» (Verve)
Dan Morgenstern
Дан Моргенстерн (фото автора, 2007)

Два из пяти номинантов имеют отношение к джазу и в «литературной» номинации «Лучшая статья в буклете альбома», причём лауреат — не просто джазовый человек, а легендарный редактор джазовых журналов (включая Down Beat) в бурные 1960-е и нынешний глава лучшего джазового исследовательского учреждения в США, Института джазовых исследований Университета им. Ратгерса в Ньюарке:

  • ЛАУРЕАТ: «The Complete Louis Armstrong Decca Sessions (1935-1946)», автор статьи в буклете — Дан Моргенстерн (Dan Morgenstern), Mosaic Records
    «Dance-O-Mania: Harry Yerkes And The Dawn Of The Jazz Age, 1919-1923», автор статьи в буклете — Марк Берресфорд (Mark Berresford), Rivermont Records

И вот именно 80-летнего Дана Моргенстерна, старшего коллегу и учителя, я и хочу в заключение от всей души поздравить с очередным золотым граммофончиком — на таких знатоках, образцах точности и компетентности, как Моргенстерн, держится всё наше знание о джазе, передаваемое от поколения к поколению!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст, выпуск 408: барабанщик Джек ДеДжоннетт
Следующая статьяБобби Макферрин в Москве: впечатления
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Думаю, нет ничего странного, что даже в номинациях Грэмми, вроде прямо не относящихся к джазу, тем не менее читаются знакомые околоджазовые имена. Ведь любая музыка Америки, где джаз зародился, прямо или косвенно на джазовых открытиях базируется, принципы, появившиеся вначале в джазе, использует. Эти принципы — ритмические, гармонические, тембровые и прочие, во всём их разнообразии, и есть главное наследние для любых музык, рождающихся в Штатах. Эта музыка, во всех её ветвях, вцелом не имеет альтернатив, ибо джазовое мышление оказалось сильнейшим музыкальным воздействием 20го века. И именно отсутствие в России этого джазового «замеса» является причиной столь унылого, если не сказать твёрже, состояния российской т.н. эстрадной музыки, ИМХО.

  2. Согласен с предыдущим мнением.В России в этой области все находится на уровне автомобиля «Жигули».До западного стандарта ,тем более американского,нам очень далеко.Хотя талантливые музыканты в России есть и они будут пытаться вырваться из этого круга .Не уезжая , а действуя на своей территории.талант всегда пробивает себе дорогу. Пример этому Мариан Петреску.Ведь Румыния не джазовая страна,а он стал участником номинации на Гремми и вместе с оркестром вероятно получил Грэмми или ее получил только аранжировщик?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.