Джазовые лауреаты Grammy-2012: даже не представляют

1
Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»
CM

В декабре минувшего года «Полный джаз» опубликовал аннотированный список джазовых номинантов  на премию Grammy, которую ежегодно вручает в США Национальная Академия звукозаписи (NARAS) — профессиональная организация, объединяющая несколько тысяч профессионалов музыкального бизнеса. 12 февраля в Лос-Анджелесе в ходе 54-й ежегодной церемонии вручения «Грэмми» были объявлены имена лауреатов премии за 2011 год.

GrammyВ декабрьском материале мы отмечали, что главная новость «Грэмми»-2012 — это сокращение количества номинаций. Чисто джазовых номинаций теперь не шесть, а четыре: пропали категории «Альбом современного джаза» и «Альбом латин-джаза», остались только «Лучшее импровизационное соло», «Лучший вокальный джазовый альбом», «Лучший инструментальный джазовый альбом» и «Лучший альбом оркестрового джаза». Мало того, в вокальных номинациях певцы и певицы теперь соревнуются в одной категории. Впрочем, хотя в раздел «Джаз» эти категории и не включены, «Лучшая инструментальная аранжировка» и «Лучшая инструментальная композиция» могут на практике тоже считаться джазовыми номинациями, потому что из года в год основное количество номинантов в этих категориях представляет именно джазовый сегмент американской музыкальной индустрии.
После вчерашнего объявления итогов нужно признать, что изменение количества номинаций стало не только единственной новостью в номинациях, но и единственным сюрпризом в джазовой части «Грэмми». Исторически джазовые номинации самые «заслуженные» — в джазовых категориях золотые граммофончики вручают все 54 года, наряду с категориями в области академического искусства, тогда как другие виды музыки (рок, поп и т.п.) подключались позже. Но в последние, как минимум, 10-15 лет джазовые номинации также и наименее «сенсационные». Теоретически, «Грэмми» должны получать музыканты, снискавшие наибольшее уважение деятелей музыкальной индустрии по результатам творческой деятельности за истекший год. Но что именно представляют нынешние джазовые «Грэмми» — сказать очень сложно.

Почему, например, в вокальной категории «Грэмми» получила яркая, разнообразная, но никоим образом не являющаяся результатом усилий одного вокалиста сборная солянка «The Mosaic Project», вышедшая вообще-то под именем барабанщицы Терри Линн Каррингтон (с участием чуть ли не полувзвода приглашённых вокалистов), а не блестящие, стильные и цельные альбомы Курта Эллинга, Каррин Аллисон и особенно Тирни Саттон? Почему 70-летний ветеран Чик Кориа увёз с церемонии целых две награды — неужели только потому, что он в прошлом году отметил юбилей?
Допустим, победу его соло в пьесе «Five Hundred Miles High» с концертного двойного альбома «Forever» в целом можно понять — это сильная работа, и соревновавшиеся с ней в номинации «Лучшее инструментальное соло» импровизации Рэнди Бреккера, Рона Картера, Фреда Хёрша или Сонни Роллинза действительно все находятся примерно в одной весовой категории. Но действительно ли эта же самая запись с участием Кориа, альбом его трио с басистом Стэнли Кларком и барабанщиком Ленни Уайтом, так уж значительно и неопровержимо сильнее других номинантов в категории «Лучший джазовый инструментальный альбом» — записей Джо Ловано, тех же Сонни Роллинза и Фреда Хёрша, а также молодого Джералда Клэйтона? Или наоборот…
Кстати, неужели «Грэмми» в джазовой области непременно должны получать именно почтенные старцы? Если уж Джералд Клэйтон, которому нет и 30, попал в список номинантов (не будем выяснять, насколько обоснованно), то почему нельзя поощрить молодого музыканта, которому предстоит представлять эту музыку на сценах следующих десятилетий — неужели 70-летний Кориа был бы сильно расстроен, если бы теперь у него было не 18 граммофончиков, а всего 17? (До 12 февраля он был 16-кратным лауреатом «Грэмми»).

В общем, как это было все последние годы, результаты Grammy в джазовом направлении оставляют какое-то саднящее, досадливое чувство: с одной стороны, всё математически правильно, все номинанты прекрасны, все лауреаты — действительно крупные величины. Но, с другой стороны, мы же знаем, что джаз в его нынешнем виде на самом деле не настолько однообразен и уныл, чтобы одни и те же люди из года в год получали высшую награду профессиональной ассоциации индустрии грамзаписи в одних и тех же номинациях, да ещё и не в одной за раз, при том, что их теперь всего четыре! (да и было всего шесть). Мы знаем, что в джазе появляются новые имена, выходят новаторские и яркие работы, и часть этих работ даже попадает в номинации, но почему же тогда они так редко отмечаются собственно премией? Джазовые номинации (вместе с блюзом, этникой, госпелз, академической музыкой, комедийными записями, пластинками разговорного жанра и техническими номинациями) давно уже не попадают в телетрансляции церемонии Grammy, да и вручаются не в ходе основной церемонии вечером, а в ходе «предварительной церемонии» днём. И, глядя на списки лауреатов, вполне можно — увы! — понять, почему.
Остаётся с сожалением констатировать, что «Грэмми» в своём нынешнем виде совершенно не отражает реальной ситуации с джазом — ни как видом музыкального искусства, ни как отраслью музыкальной индустрии. И если в отдельные годы джазмены всё же попадали в фокус внимания более широкой аудитории благодаря Grammy (как это случилось в 2011-м, когда «Лучшим новым артистом» всей музыкальной индустрии США внезапно стала джазовая контрабасистка Эсперанса Сполдинг, или в 2008-м, когда пианист Хэрби Хэнкок стал лауреатом в «главной» номинации — «Альбом года»), то в нынешнем году не случилось и этого.

Два года назад, комментируя итоги Grammy-2010, я написал:

«Грэмми» — по крайней мере, в отношении джаза — всё меньше может считаться голосом профессионального сообщества, ценящего не цифры продаж, а художественные достижения. Статут премии всё ещё формулирует критерии отбора именно так (имеют значение только художественные качества, а не продажи), но разглядеть критерии, по которым голосующие члены Академии (их около 16 тысяч; непосредственно в джазовых категориях голосуют около 2500 человек) в действительности делают выбор между теми или иными записями в объективно устаревших номинациях, объединяющих зачастую художественно противоположные, несравнимые явления, — становится с каждым годом всё труднее.

Могу только подписаться под этими словами ещё раз, теперь уже с полной уверенностью. Список номинаций изменился, а вот принцип — увы, нет.
ДАЛЕЕ: полный список джазовых музыкантов — лауреатов Grammy за 2011 год

Лучшее импровизационное джазовое соло

  • «500 Miles High» — пианист Чик Кориа (с альбома трио Corea, Clarke & White «Forever», Concord Records)

Лучший джазовый вокальный альбом

  • «The Mosaic Project» — Терри Лин Кэррингтон и гости (Concord Jazz)

Лучший инструментальный джазовый альбом

  • «Forever» — трио Corea, Clarke & White (Concord Records)

Лучший альбом большого джазового состава

  • «The Good Feeling» — Christian McBride Big Band (Mack Avenue Records)

Теперь «наши люди» в категориях вне джазового жанрового «поля»:

Лучшая инструментальная композиция

  • «Life In Eleven» — авторы Бэла Флек и Ховард Леви (Béla Fleck & The Flecktones, из «Rocket Science», eOne Music)

Лучшая инструментальная аранжировка

  • «Rhapsody In Blue» — аранжировка Гордона Гудвина (Gordon Goodwin’s Big Phat Band, трек с альбома «That’s How We Roll», Telarc International

В «популярной» категории 6 («Лучшее дуэтное или групповое исполнение поп-музыки») победила запись ветерана «традиционной эстрады», имеющего богатый поп-джазовый опыт — нестареющего Тони Беннетта, который был номинирован вместе с покойной ныне Эми Уайнхаус за дуэтное исполнение джазового стандарта «Body And Soul» с альбома «Duets II» (Columbia Records). Этот же альбом получил золотой граммофончик и в категории 11 («Лучший вокальный альбом традиционной эстрады»).

В 29-й категории («Лучший альбом нью-эйдж») победил фьюжн-гитарист Пэт Мэтини с альбомом «What’s It All About» от лейбла Nonesuch.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Джеймс Картер в Москве: впечатления
Следующая статьяСаксофонист Петер Брётцманн: прямая речь
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Бела Флек немного уравновешивает общую ситуацию. А ответ на вопрос «отражает — не отражает» наверное, можно найти в несколько иной плоскости. Номинация — это не столько зеркало, сколько инструмент рыночного регулирования. И с этой точки зрения — задает вполне определенные ориентиры для продвижения продукции и ее сбыта. В такой проекции все как раз логично.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.